В прошлом году в области выбыли из строя 145 тысяч машин, в том числе почти 134 тысячи легковушек. По подсчетам специалистов, через пять лет устаревший автопарк существенно увеличится - примерно до 200 тысяч автомобилей. Не превратится ли из-за этого все Подмосковье в "железо-резиновую" свалку?
Ржавые "подснежники"
До недавнего времени некоторые леса местные жители называли "кладбищами разбитых "жигулей". Покореженные авто годами ржавели под елями. Весенние улицы превращались в поляны ржавых "подснежников". Хозяева вдрызг разбитых легковушек не знали, как от них избавиться. По покрышкам, разбросанным вдоль дорог, можно было изучать историю производства шин в мире. Сдать отживший свой срок аккумулятор тоже было проблемой. Принимались только "сухие", со слитым электролитом. Получив от ворот поворот на пункте приема, водитель отправлялся в ближайший лес и ломиком "осушал" агрегат. Под деревом оставалось смрадное пятно.
Подмосковные власти забили тревогу: дальше будет хуже. Число автомобилей растет, значит, пришедших в негодность аккумуляторных батарей, шин, отработанного масла, антифриза станет еще больше. Федеральное законодательство здесь не помощник - советские законы по рециклингу уже не действуют. Рассчитывать на сознательность граждан сложно. Скажем, что делать, если у машины, следующей транзитом через Подмосковье, лопнула шина? Водителю легче самому поменять испорченную покрышку и оставить ее под кустом. Надежды мало, что он аккуратно сложит ее в багажник и повезет на регенераторный завод в Чехов - единственное предприятие в области, занимающееся их утилизацией. Да там еще надо заплатить 50-60 рублей за утилизацию каждой покрышки, иначе не примут. Правда, на трассы регулярно выходят сотрудники Госадмтехнадзора. Задержанным во время операции "Засада" гражданам, оставляющим на обочинах мусор, пробитые шины и другие сломанные детали, приходится платить за это штрафы. Физическим лицам - от 300 до 500 рублей, должностным лицам - от 500 рублей до тысячи рублей и юридическим лицам - от 700 до 1,5 тысячи рублей. Но ведь всех не переловишь.
Подмосковные власти решили разработать свои законы, благо, что полномочия на это есть. Но сначала занялись практической стороной дела. "Сейчас создается сеть организаций по сбору и утилизации транспортных отходов, - рассказали в минтрансе Московской области. - Например, на площадках для хранения автомобилей, в гаражных кооперативах стоят раздельные контейнеры для сбора отработанного масла, покрышек, металлолома, аккумуляторов. Важно сделать так, чтобы владельцы этих организаций не мучились, уговаривая заводы приехать и забрать отходы, а предприятия сами стояли в очереди за ними". Кстати, опыт такого сотрудничества постепенно накапливается. Зарайский завод, например, уже заключил ряд договоров в разных районах.
Если же хозяин брошенной покрышки не обнаружен, то убрать ее - забота администрации муниципального образования. Местные власти также организуют сбор выброшенных шин и сдают их на Чеховский завод по цене 1,5 тысячи рублей за тонну. Просто сжечь их или закопать администрации не имеют право, только обеспечить утилизацию промышленным способом.
Была шина, стала крошка
Главный регулятор сбора и утилизации отходов - экономический интерес. Благодаря ему ситуация меняется на глазах. И вот почему. Махнул рукой водитель на покореженный кузов - все равно не исправить, тут же находятся охотники доставить металлолом в пункт приема цветных металлов. Все просто: два года назад, например, тонна свинца стоила 800 долларов, сейчас - 3 тысячи долларов. Коммерческие структуры и бизнесмены-частники, зарабатывающие на "автохламе", оказались лучшими санитарами лесов.
Еще пару лет назад в области перерабатывалось 40 процентов изношенных машин, сегодня - почти вдвое больше, а мощности предприятий готовы перерабатывать все 100 процентов. 5 тысяч предприятий занимаются этим бизнесом! Правда, пока не все, кто занимается автохламом, работают "по-белому". В результате мимо подмосковной казны проплывают миллионы рублей. Но и это скоро изменится.
Поняв, что утилизация сулит немалую прибыль, многие заводы стали налаживать соответствующее производство. Например, тот же Чеховский завод научился превращать изношенные шины в резиновые смеси, трубки, гибкие сочленения для автобусов, коврики. Из старых покрышек производят крошку, успешно использующуюся в дорожных покрытиях, продлевая их службу на 15 лет. Переработанные шины ложатся прокладками на железнодорожных переездах, значительно снижая шум от поездов.
Появился и долгожданный завод по переработке аккумуляторного лома, где принимают и аккумуляторы с электролитом. В конце прошлого года он получил лицензию и уже вышел на проектную мощность - за год готов переработать до 50 тысяч тонн. Причем работает он по замкнутому циклу, не выбрасывая в атмосферу вредные примеси. За последние два года в развитие аналогичных предприятий в Подмосковье было инвестировано более 850 миллионов рублей привлеченных средств.
Осталась одна большая проблема - отработанное масло, переработка которого дело затратное. Подмосковье "сливает" его в основном в Рязанскую область, где есть специальное производство. Желающих самим заняться этим в области пока нет.
Поддержи рублем
В минтрансе области считают, что перерабатывающие предприятия надо активно поддерживать, и сейчас думают, какие меры для этого прописать в программе утилизации отходов транспортного комплекса на 2009-2012 годы, которая должна быть разработана к середине лета.
В области ежегодно образуется свыше 83 тысяч тонн изношенных шин, 110 тысяч тонн отработанных нефтепродуктов, 13 тысяч тонн антифриза. Местные предприятия готовы при поддержке государства решить их судьбу. Со всех заводов, занимающихся переработкой свинца, покрышек, масла, областной минтранс собрал перспективные планы. Выяснилось, что местные предприятия готовы вложить в расширение своих мощностей до 1,8 миллиарда рублей. Многим придется влезать в кредит. Есть предложение: область могла бы взять на себя гаше ние процентов по займам. Подсчитано: на эти цели в год потребуется несколько десятков миллионов рублей. Потянет ли такие выплаты подмосковный бюджет - вопрос пока открытый.
Есть ли другие способы помочь таким предприятиям? В Европе их нашли. Согласно директиве Евросоюза N 2053 государство обязано организовать для владельца бесплатную доставку автомобиля на предприятие по переработке. Кроме того, автопроизводители должны полностью или частично оплачивать утилизацию автомобилей или принимать старые автомобили на переработку. В РФ такого закона нет. Он готовится уже несколько лет. Но именно отсутствие законодательной базы на федеральном уровне сдерживает привлечение инвестиций в авторециклинг и не дает максимально использовать отходы транспортного комплекса.
Ирина Пуля