Алексей Берлов
фотогалерея: 12 кадров
В 1975 г. на автосалоне во Франкфурте Volkswagen произвел фурор - представил первый Golf GTI с ошеломляющими техническими параметрами: 110 л.с. и чуть больше 9 сек. до сотни. Машины в то время, конечно, ездили и быстрее, хотя и не многие. Но при этом они не стоили 14 тыс. марок. GTI появился на рынке как быстрый, очень быстрый автомобиль за разумные, очень разумные деньги.
После этого было несколько поколений, столько же, сколько и гражданских версий - пять. Были специальные версии (от 110 до 170 л.с.) и, конечно, каждый раз GTI становился быстрее. Но не дешевле. Рынок устроен так, что дешевое становится дорогим, а дорогое дешевым никогда.
Продажи нынешнего поколения Golf GTI начались в 2005 г., ровно через 30 лет после премьеры первой модели.
Фильм "Поймай меня, если сможешь" с Леонардо Ди Каприо и Томом Хенксом режиссер Стивен Спилберг выпустил в свет 3 годами ранее, в 2002 году. И, если провести конкурс на лучшую фразу, которая описывает характер этого автомобиля, - название этого фильма подходит идеально.
Он быстрый, но это не главное. Есть машины, его одноклассники, которые быстрее него.
Он скрытный: с первого взгляда его не отличишь от безобидного Golf с 1,6-литровым мотором. В конце концов, свою порцию внимания вы получите. Агрессивная черная радиаторная решетка с сотами - именно они заставят уступать вам дорогу, так как производят неизгладимое впечатление в зеркале заднего вида, как будто тысяча злобных глаз начинают сверлить затылок едущему перед вами водителю. Чуть более опытные водители отметят расширенные пороги с надписью GTI , сдвоенные выхлопные трубы и небольшой спойлер.
Даже припаркованный Golf GTI визуально продолжает двигаться, а когда вы нажимаете газ - его внутреннее состояние приходит в идеальную гармонию с внешним миром. Его душа - это движение, а не покой. Прохожие и другие автомобилисты, может быть, успеют заметить лишь собранный силуэт трехдверного хетчеба и мускулы, нависающие над арками колес. Но, чаще всего, они инстинктивно повернут голову в вашу сторону, но так и не поймут, что же привлекло их в этом удаляющемся красном Volkswagen Golf .
Мягко потянув на себя ручку огромной двери, вы заглядываете в салон. От "гражданской версии" GTI , по большому счету, отличается усиленной боковой поддержкой, металлическими вставками, разбросанными по салону, измененными приборами рулевым колесом, обрезанным снизу и с шильдиком GTI . Знаете зачем? Чтобы, перевозя своих родственников с мешком картошки в багажнике, не забыть, что у вас под капотом 200 немецких лошадей, аккуратно уложенных в двухлитровый мотор FSI с непосредственным впрыском и турбиной.
Основной принцип работы FSI (Fuel Stratified Injection - послойный впрыск топлива) - впрыск топлива происходит непосредственно в камеру сгорания.
Форсунки имеют по шесть отверстий и с большой точностью распределяют тонкие струи топлива по камере, а поток воздуха управляется заслонками движения заряда. В итоге в камере сгорания оказывается строго дозированное количество топлива в нужное время. Благодаря этому обеспечивается однородность топливовоздушной смеси и эффективность процесса сгорания. В результате - отличные динамические и мощностные показатели с умеренным расходом топлива. Если присоединить к этому двигателю турбину, получится 2.0Т FSI, кстати, "Двигатель года" в 2006 году.
Вторая техническая особенность GTI - коробка DSG (Direct Shift Gearbox - коробка передач с синхронизированным переключением) с двумя сцеплениями.
Cложное объяснение: когда одно сцепление замкнуто и включена одна передача, в это же время шестерни другой передачи уже находятся в зацеплении, остается только замкнуть второе сцепление. Получив команду, механизм в одно мгновение выключает первое сцепление и замыкает второе, в то же время включая другую передачу. Просто объяснение: автомобили с DSG разгоняются быстрее аналогичных автомобилей с механической коробкой.
Например, Golf GTI с DSG разгоняется до 100 км/ч за 6,9 сек., а с механик ой - за 7,2 секунды. Хотя по ощущениям Golf с механикой разгоняется быстрее, чем Golf с DSG.
Ко всему перечисленному можно добавить любопытную ткань сидений, сильно напоминающую шотландский килт - в базовой комплектации передние и задние сиденья в цветную, но не броскую клетку. Обивку в Volkswagen назвали Interlagos - в честь известной гоночной трассы в Бразилии или в честь какого-нибудь героического шотландца Интерлагоса, сгинувшего на поле битвы. Шотландец сгинул, а юбка осталась. Надо отдать должное авторам идеи - ткань очень приятная и практичная.
Разместившись в сиденье, вы легко находите идеальное положение, поворачиваете ключ и оживляете салон сотней голубых огоньков фирменной подсветки. В первую минуту кажется, что вас обманули и дали дизельный Golf - звук двигателя в первое мгновение очень непривычен. Но вскоре все успокаивается и в салоне довольно тихо. Включаете Drive, нажимаете педаль газа...и умиротворенно шуршите низкопрофильной резиной. Если у вас Golf с механикой - без пробуксовки стартануть будет гораздо сложнее.
В режиме Drive Golf GTI - просто очень комфортный и быстрый автомобиль. Чтобы разбудить его, нужно сдвинуть рычаг в положение S. Одна передача из шести отсекается, и автомобиль полностью преображается. Эту S нельзя путать с псевдоспортивными режимами маленьких моторов, эта S потребует от вас собранности и внимательности. Она пощекочет вам затылок и разбудит внутри этого скрытного хетчбэка (наконец-то!) дьяволенка. Просыпаясь, он издаст такой звук, который вы будете любить всегда - звук, который поднимается из глубины, звук радости, озорства, уверенности и скорости. Звук, который никогда не сорвется на крик или визг, - истерик от него не дождешься.
Стрелка плавно, без промедления легко поднимается до 160-190 км/ч, а дальше, уже не так быстро, до максимальной 235 км/час. Передвигаясь на 100 км/ч, вы чувствуете хороший запас мощности для любого маневра. Передвигаясь на 60 км/ч, вы чувствуете себя комфортно и умиротворенно, зная, что дьяволенок спит, но вс егда готов проснуться.
Что может вызвать раздражение в GTI ? Попытка угодить всем привела к тому, что руль и подвеска слишком мягкие и комфортные. От них ждешь большей четкости и жесткости. Правда, это зависит от того, на какой машине вы ездили до этого.
Салон тоже мог бы быть повеселее. Открывание багажника с помощью логотипа - идея хорошая визуально, но никуда не годится с точки зрения практичности. Вы будете не раз стоять перед багажником и искать тряпочку, которой можно протереть заляпанный логотип.
Следующему поколению GTI хочется пожелать больше, много больше недостатков - именно за них мы и любим автомобили, а не просто "делаем рациональный выбор". Пусть он будет жестче или шумнее, тем самым вызывая раздражение у 50% потенциальных покупателей, зато вторые 50% - будут носить его фотографию в паспорте, а звук двигателя запишут в качестве рингтона на мобильный телефон.
Volkswagen сделал автомобиль, который настолько хорош, что вы долго не можете понять, что же в нем главное. Он чертовски неуловим, этот GTI . Он играет с вами. Он прячется за обликом привычного Golf . В конце концов, он обманул даже вашу маму, а ведь и вам это было не под силу.
Он - такой, каким вы его хотите видеть. Он - бесенок, который залез в вашу детскую и укрылся одеялом с ромашками. Но никто не подходит и не рискует попросить его удалиться.